Тренды и прогнозы зарплат в фарме в 2022 году.
(материал перепечатан из нашего проекта “Зарплаты специалистов фармрынка”)
В нашем отчёте “О зарплатах специалистов фармацевтических компаний за 2021 год”. год мы постарались проанализировать факторы, которые влияли на рынок труда специалистов фармацевтических компаний в 2020 и 2021 году и сделать прогноз на 2022 год.
Мы считаем, что ситуация, которая сложилась в конце 2021 года, получит дальнейшее развитие в 2022 году.
В нашей краткой публикации мы постараемся ответить на несколько вопросов:
Чем же был интересен период 2020 – 2021 года, какие тренды и прогнозы зарплат в фарме в 2022 году?
Что ждёт компании и как к быть готовым к новым вызовам 2022 года?
В конце 2020 и начале 2021 года рынок находился в относительном равновесии, с незначительным уклоном в сторону соискателей.
Основной спрос на позиции: медицинский представитель, продукт менеджер.
Позиции региональных менеджеров, филдфорсоф, руководителей бизнес юнитов компании закрывают в большинстве случаев своим кадровым резервом.
С весны 2021 года, (апрель месяц) рынок кардинально изменился:
компании «воспрянули» и начали активно думать о расширении штата полевой службы и маркетологов
Спрос на маркетологов увеличился по двум причинам:
- В предыдущие кризисные периоды (2014-2016 годы) компании оптимизировали портфели продуктов, сократили как полевую службу, выведя слабые бренды из прайсов, а некоторые компании вообще прекратили деятельность в Украине, что привело к выходу на рынок большого числа опытных специалистов, в последующие 2017-2019 годы все они комфортно трудоустроились и менять работу не сильно планируют. В 2019 году произошло оживление рынка и компании “возродили” замороженные проекты как в Украине.
- В 2022 году большинство национальных компаний будут наращивать экспортные портфели в страны ближнего и дальнего зарубежья, а для этого нужны опытные маркетологи, что приводит к повышению спроса на опытных специалистов.
- Активизация бизнеса вызвала кадровый голод, так как в течение последних 3-х лет 2018-2021 большинство компаний набирали “опытных специалистов” путём executive search или head hunting, что отрицательно сказалось на подготовке молодых специалистов, ведь мы знаем, что опытный продукт менеджер формируется не ранее, чем через 3 года практической работы.
Количество вакансий серьёзно увеличилось, что повлекло увеличение спроса, а количество кандидатов уменьшилось.
Рынок развернулся лицом к соискателю
Компании начали борьбу за кадры, повысив зарплаты и улучшив условия бонусирования, компенсации и т. д.
Лето-осень-зима 2021
Борьба за кандидатов продолжилась в летний и осенний период и не закончилась зимой, так как во многих компаниях на 2022 год запланировано расширение продуктовой линейки.
Количество «свободных» профессиональных кандидатов на рынке минимально — большинство работодателей удерживают кандидатов: повысили зарплату, улучшили бонусную систему, предоставили карьерные возможности
Таким образом, между компаниями со второй половины 2021 года началась борьба за профессиональных кандидатов.
Если в 2019-2020 году основным методом поиска сотрудников был executive search, то в 2021 году его сменил head hunting. Теперь профессиональных и опытных кандидатов нужно переманивать лучшим предложением.
Удержать сотрудников можно своевременной индексацией зарплаты, справедливыми и своевременными бонусами и корпоративной культурой.
Основные факторы привлекательности работодателя:
1. Бренд работодателя
2. Зарплата
3. Автомобиль
4. Бонусы
5. Официальное трудоустройство
6. 100% «белая» зарплата,
7. Медицинская страховка
8. Обучение за счёт компании
9. Карьерные возможности.
10. Корпоративные обеды…
11. Цикловые митинги за границей
Прогноз на 2022 год
Мы полагаем, что ситуация со специалистами, сложившаяся в 2021 году будет иметь продолжение и в 2022,
1. При дальнейшем улучшении показателей фармрынка — рост в деньгах и упаковках сотрудники продаж, маркетинга будут ещё более востребованы.
2. В связи с желанием многих компаний увеличить своё присутствие на рынках постсоветского пространства будет спрос на менеджеров внешнеэкономической деятельности и менеджеров по стратегическому развитию рынков
3. Недостаток медицинских представителей приведёт к необходимости нанимать и учить новичков (мы рекомендуем планировать бюджет для проведения обучения новых сотрудников базовым техникам визита к врачу и в аптеку)
4. Из-за высокой конкуренции за сотрудников компаниям необходимо думать об «удержании» специалистов:
своевременно производить повышение зарплат,
выплачивать справедливые бонусы за выполнение планов,
улучшать корпоративную культуру
Более подробную информацию о трендах рынка труда в фармацевтике, зарплатах специалистов различных уровней фармацевтических компаний можно узнать, заказав “Отчёт о зарплатах специалистов фармацевтических компаний за 2021 год.
Views: 2